Существует мнение о том, что собор Василия Блаженного - это символ переезда Орды в Москву и эти "головки" плыли аж из Казани :)
То есть, как бы утверждается то, что луковичная форма обязана своим происхождением или исламу или Алтын-Орде. Или несколько в иных вариантах ...

Открываем С.В.Заграевского "Формы глав (купольных покрытий) древнерусских храмов":

…В соответствии с собранной статистикой по древнерусским иконам, фрескам, миниатюрам и произведениям декоративно-прикладного искусства (в дальнейшем будем обобщенно называть их изображениями) XI–начала XVII века (см. разделы 1–7 Приложения), луковичные главы изображены в нижеследующей пропорции относительно остальных типов купольных покрытий:
– изображения домонгольского времени: 18 %;
– изображения второй половины XIII века: 100 %;
– изображения XIV века: 82 %;
– изображения XV века: 84 %;
– изображения XVI века: 94 %;
– изображения рубежа XVI и XVII веков: 100 %.

И далее:

Более чем сомнительным представляется заимствование луковичной формы глав древнерусских храмов из мусульманского мира. В XV веке на Востоке широко распространились каменные купола формы, близкой к луковичной (мавзолей Гур-Эмир в Самарканде, начало XV века, рис. 7; мечеть Калян в Бухаре, XV век; мавзолей Казы-заде-Руми в Самарканде, 1430-е годы; и мн. др.), и в рамках стереотипа, относившегося к появлению луковичных глав на Руси в конце XVI века, о «восточных влияниях» можно было хотя бы спорить. Но поскольку, как мы показали в п. 2, на Руси луковичные главы в массовом порядке возводились уже в XIII веке (а возможно, и ранее), ни о каком влиянии мусульманского Востока речь идти не может: куполов (а тем более декоративных купольных покрытий) луковичной формы там не было ни в это время, ни ранее.

Известны единичные примеры ранних мусульманских каменных куполов, форма которых визуально приближается к луковичной (Мечеть Скалы в Иерусалиме, VII век, рис. 8; мечеть Сиди Окба в Кайруане, Тунис, X век; мавзолей Аш-Шафия в Каире, 1212 год; мавзолеи XI–XII веков в Асуане и др.). В частности, И.А.Бондаренко привлекал в качестве возможного прообраза древнерусских луковичных глав именно Мечеть Скалы, которую крестоносцы называли «Храмом» или «Святая Святых»3

Но такие завершения ни формально, ни фактически нельзя назвать луковичными: это высокие купольные своды, основания которых являются продолжениями барабанов (рис. 937). Верхняя часть этих сводов не имеет килевидного изгиба, характерного для древнерусских луковичных глав. Визуальный эффект «луковичности» в них создается лишь за счет распора верхней части барабанов куполами и разницы в цвете между посводным покрытием куполов и облицовкой барабанов (к примеру, яркий, блестящий и однородный цвет посводного покрытия купола Мечети Скалы визуально увеличивает его по сравнению с тусклым орнаментированным барабаном – см. рис.

Этого недостаточно для того, чтобы признать влияние купола Мечети Скалы (как и других раннемусульманских храмов с подобным завершением) на генезис луковичных глав в Древней Руси, где мы не видим никаких переходных этапов: уже в XIII веке, с самого начала существования таких глав, у них была своя собственная, абсолютно уникальная, форма, характеризующаяся килевидным верхом и существенно большим диаметром глав по сравнению с диаметром барабанов (см. раздел 2 статистического иллюстративного материала, рис. С-4, С-5, С-6). Эти базовые черты древнерусских луковичных глав в Мечети Скалы отсутствуют.

То есть, говоря просто - луковичные главы появляются на Руси ДО монголов и с мусульманской архитектурой не связаны.
Для наглядности пример луковичной главы на иллюстрации к галицкой рукописи 1164 г.:

Ну и добью, сей Покровский собор (он же Храм Василия Блаженного, он же Собор Покрова-на-Рву) был белым, и раскрасили его только в конце 17 века.

Про сам переезд в другой статье.

P.S. И на окончательную засыпку :)
1. Собор Василия блаженного построен из кирпича, который на Руси не делали. Из такого кирпича строили в Италии.

2. Он же повторяет планировку Итальянских соборов, например Собора Петра И Павла в Риме.

3. «В Покровском соборе нет ничего такого, чего бы не существовало в европейской или русской архитектуре,– поясняет А.Л. Баталов.– Сами формы столпообразных и шатровых храмов к 1555 году были хорошо известны, первым примером такого рода является церковь Вознесения в Коломенском 1532 года. Многие историки архитектуры видели в общей композиции собора влияние центрических храмов эпохи Возрождения».

Установлена связь композиции Покровского собора с системой центрического купольного здания Леонардо да Винчи.
Существует .. хм .. мнение некоторых о том, что двуглавый орёл Московии-Российской империи есть наследие Золотой Орды и являлся золотоордынским государственным гербом.

Поскольку герб, как правило, ассоциируется с государственной печатью, то данное мнение является глубоко ошибочным ввиду того, что:
1. К настоящему времени не сохранилось в подлиннике ни одного официального документа (ярлыка) с печатью Узбека, Джанибека или Азиз-шейха.
2. Сохранилось очень мало ярлыков с печатью улуса Джучи (семь ярлыков разных ханов русским митрополитам и несколько ярлыков литовским и западно-русским князьям). Ни на одном из сохранившихся ярлыков не изображён двуглавый орёл.

Поэтому большинство профессиональных историков не считает двуглавого орла гербом Золотой Орды.

Тогда как ещё до брака Ивана III с Софией Палеолог двуглавый орёл как символ был распространён преимущественно в Европе:
1. Герб Перемышльского княжества с 1031 по 1124:


Герб Перемышльской земли, миниатюра из "Statuta Laskiego" короля Польши Александра Ягеллончика, 1506 год:
02


2. Герб Черниговского княжества с 1024 по 1401 годы:

Кстати, становится понятной позиция геральдистов Речи Посполитой, которые в XVII в. утверждали, что двуглавый черный орел – древняя эмблема Черниговской земли, на основании чего польский сейм в 1633 г. утвердил герб Черниговского воеводства. Им стал черный двуглавый орел с распущенными крыльями под королевской короной и вензелем королевича Владислава на груди.

Герб герцогства Красной Руси (Черниговского княжества) из гербовника Виргиля Золиса, 1555 год:
03


3. Герб династии Неманичей, правившей Сербией с 1170 по 1371 годы.

Также двуглавый орёл наличествует на гербах Лазаревичей, Обреновичей, Карагеорговичей, Черноевичей и т.д.

4. С 13 века появляется на монетах Людвига Баварского (1330) и гербах бургграфов Вюрцбургских и графов Савойских.

5. Герб Священной Римской империи с 1400 года:

Вследствие чего двуглавый орёл появился на гербах многих городов как Германии (например, Любека, что на юге Шлезвиг-Голштинской земли), так и Нидерландов, Чехии, Хорватии и даже Испании (через династию Габсбургов). Не говоря уж и про Австро-Венгерскую "наследницу".


6. Герб Ruthenia (Галицко-Волынское княжество) из "Хроники Констанцского собора" Ульриха фон Рихенталя, 1416 год:
01


7. И только потом уж Московского княжества->Российской империи с 1472 года. Первое достоверное свидетельство использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать, скрепившая в 1497 году его грамоту на земельные владения удельных князей. Тогда же изображения позолоченного двуглавого орла на красном поле появились на стенах Грановитой палаты в Кремле.


Печать Ивана III, 1497 год



Печать Ивана IV, 1539


Вернёмся к евразийской гипотезе.
Что весьма характерно, существует логическая ошибка в рассуждениях любителей теории "Московия = улус Орды" (по фразочке "Это ж золотоордынская византийщина !!!"):
1. Династия Палеологов - последняя династия, правившая Византией ДО взятия взятия Константинополя турками в 1453. После взятия они переселились в Италию (не сразу).
2. У Турции такого герба не существовало и нет до сих пор.
То есть, герб в Алтын-Орду через Турцию попасть никак не мог.

Единственное предположение, которое тянет более-менее на предположение - герб попал в Золотую Орду через брак Ногая (беклярибек самого западного улуса) с внебрачной дочерью Михаила Палеолога Ефросинией в 1273 году. Но:
1. Он был сыном Татара (Тутара), внуком Бувала (Тевала), седьмого сына Джучи. Однако только пять сыновей Джучи были законными, а потомки остальных не могли претендовать на ханскую власть, что относится и к Ногаю (имперский востоковед Веселовский Н. И.)
2. Он был не ханом, а всего лишь беклярбеком, то есть, управляющим областью.
3. Около 1291 года, когда сила Ногая пользовалась уже всеобщим признанием, он возвёл на золотоордынский престол Тохту, сына Менгу-Тимура (А почему не себя ? Потому что он не хан).

Вопрос: каким образом предполагаемый золотоордынский(?) герб с двуглавым орлом, принадлежащий в лучшем случае какому-то управляющему (не хану !) самой западной области, стал гербом аж цельной Алтын-Орды ?
Этого просто не могло быть в принципе.
Поскольку противоречит всему: логике, династийным законам и самой Ясе включительно.

Золотоордынского герба с двуглавым орлом никогда не существовало.

Скифы

Mar. 16th, 2013 07:39 pm
Существует мнение некоторых альтернативно одарённых личностей о том, что:
- скифы были монголоидами (с лёгкой руки поэта Блока)
- скифы и сарматы - фантазии и, на самом деле, они не существовали никогда
- скифы были тюрками
...
Ничего подобного.
Read more... )

Profile

medouz

January 2016

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829 30
31      

Syndicate

RSS Atom

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 23rd, 2017 02:51 pm
Powered by Dreamwidth Studios