[personal profile] medouz
Есть один момент в истории, который я весьма хотел отметить - замечательную приспосабливаемость русских к любым условиям вплоть до того, что нас попрекают этим (начиная с заимствования одежды и заканчивая некоторыми социальными отношениями). Хочу привести пример того, как излишний консерватизм приводит к весьма печальным последствиям.


История хороша для психолога тем, что иногда позволяет проследить долговременные последствия некоторых особенностей социального поведения людей. История наглядна и беспощадна, она дает такие уроки, игнорировать которые можно, но очень нежелательно. Пожалуй, главный урок истории – нет ничего вечного под луной. Ни государств (когда-то не было России, когда-нибудь ее не станет, как не стало Египта фараонов или Византии), ни законов, ни традиций. Даже Китай и Индия, два культурных мира, когда-то современных Древней Греции и Риму, претерпели сильные изменения. Однако история учит еще и тому, что человеческая психика – явление крайне консервативное в своей основе. Поэтому, прикасаясь к опыту прошлых поколений, мы можем понять что-то и про нас современных…

В связи с этим мне очень любопытна одна история, приключившаяся с жителями Восточного поселения в Гренландии много сотен лет назад.

Что за Восточное поселение? В конце X века один не очень удачливый исландец по имени Эрик Рыжий открыл огромный остров к западу от Исландии. В то время климат был мягче, и на юге ледяного острова расстилалась зеленые луга, пригодные для выпаса скота, а почва могла давать в общем-то неплохой урожай. Возможно, отчасти из-за этого Эрик дал острову имя «Зеленый остров» (Гренландия), что в настоящее время выглядит иронией – зелени там даже тогда было меньше, чем на «Ледяном острове» (Исландии). Тем не менее, в Гренландии было основано два поселения, Западное и Восточное (покрупнее). Началась долгая история выживания викингов и их потомков на негостеприимном острове, растянувшаяся на четыреста с лишним лет (986 – ок. 1480-гг.).

Первое время поселения жили более-менее благополучно: торговали ценным в Европе моржовым клыком, заменявшим слоновую кость, климат был мягким. Появились церкви, гренландцы следили за модой в Европе, поддерживали связи с Норвегией и Исландией. Однако постепенно ситуация стала ухудшаться, став совсем сложной в XIV веке. Холодало – климат портился, снежный покров с каждой зимой становился все больше, и таял все дольше. Спрос на моржовую кость падал. Исследования археологов показывают постепенное обнищание Западного и Восточного поселений, уменьшение их населения. Вдобавок ко всему с севера прибыли неведомые «скрелинги» - инуиты(эскимосы), которые стали прибывать в Гренландию в XIII веке, и за столетие дошедшие до южных берегов острова. Начались столкновения, нередко весьма кровавые, перемежающиеся торговыми сделками. Примерно в 1350 году Западное поселение было оставлено – скорее всего, из-за инуитов. Все население скопилось в Восточном, встречая наступающую зиму и не имея надежды на спасение… Последние новости из Гренландии относятся к 1407-1408 годам. Некий Колгрим был сожжен на костре в 1407 году за то, что соблазнил при помощи колдовства Стейнун, которая после этого сошла с ума. Олафссон из Норвегии и местная девушка Сигрид Бьорнсдоттир обвенчались в церкви Хвалсей 14 сентября 1408 года… Это последняя дата. С этого момента на историю гренладнцев опускается мрак.

Археологи смогли в общих чертах прояснить, что произошло. Холод и голод погубили гренландцев. Их рацион постепенно истощался, пока, наконец, не были съедены последние корова, овца, собака… И тут-то нас подстерегает одна большая и рационально необъяснимая новость. Д.Даймонд так пишет о ней: «Каждый археолог, занимающийся раскопками в Гренладнии, сначала отказывается верить, что гренландские скандинавы не ели рыбы…». Да, потомки норвежцев и исландцев, заядлых рыболовов и любителей рыбы «с душком», рыбу не ели и не ловили: в гренландской колонии так и не нашли рыболовных снастей, грузил для лесок и сетей, крючков и т.п. Из всех костей, найденных в Восточном поселении, рыбьи кости составляют максимум 0,7% (!). И это при том, что в Исландии, Северной Норвегии и на Шетландских островах процент рыбьих костей составлял от 50 до 95% от всех костных останков. Соседи-инуиты рыбой не брезговали… Археологи выдвинули массу гипотез, перекопали все вдоль и поперек: нет рыбы! И это в изобильной рыбой Гренландии, для которой в наше время пикша и треска – главный экспортный товар. Причем следов рыбы не прослеживается с самых ранних дней существования колоний.

Загадка, рационально совершенно необъяснимая. Голодая, а в последние годы существования колоний – и умирая, гренландцы отказывались употреблять в пищу морепродукты. Что произошло?

Д.Даймонд в своей замечательной книге «Коллапс» выдвигает психологическую версию, которая мне кажется достаточно убедительной, хотя на первый взгляд она довольно нелепа. Дам слово самому автору:

«Возможно, Эрик Рыжий в первые годы жизни в гренландской колонии… отравился несвежей рыбой… По выздоровлении он начал рассказывать всем, кто был согласен его слушать, что рыба – очень вредный для здоровья продукт, и мы, приличные и порядочные гренландцы, никогда не будем есть эту дрянь, которой питаются всякие оборванцы-рыбоеды в Исландии и Норвегии».


История знает разного рода пищевые табу, которые нередко помогали отделить «своих» от «чужих», и «чистую» пищу от «грязной». Например, запрет на употребление в пищу мяса коровы у индусов или поедание свинины у евреев и мусульман. Причем этот запрет был вполне обоснован в жарком климате Ближнего Востока, с учетом паразитов, которые могли находится в свином мясе.

Норвежцы до сих пор любят готовить рыбу «с душком», которая для «не-гурманов» является попросту тухлой. Ошибки в приготовлении этой рыбы чреваты ботулизмом, смертельно опасным заболеванием. Возможно, что-то связанное с ним и случилось на раннем этапе существования гренландской колонии – умерло несколько человек? Половина селения лежало и страдало от пищевого отравления и его симптомов – боли в мышцах, рвоты, поноса, головной боли? Может быть… И тогда появляется временный запрет на употребление в пищу рыбы. Вполне логичная в конкретный момент времени мера.

Однако спустя определенное время запрет потерял свое значение, и стал самым настоящим «табу» - священным законом, который преступать было нельзя. Вряд ли «поздние» гренландцы могли внятно объяснить, почему они не едят рыбы и разучились ее ловить. Они моги все сваливать на предков: «так всегда было, так делали наши отцы, и будут делать наши внуки». Запрет никак не обсуждается, авторитет предков незыблем, и собственное мышление отключается напрочь. Даже перед лицом смертельной опасности – голодной смерти – гренландцы предпочли держаться традиции, устоявшихся морально-нравственных норм (а именно в эту категорию перекочевал когда-то рациональный запрет на поедание рыбы). Викинги отказывались учиться у инуитов-эскимосов, которые смогли выжить на севере Гренландии. В борьбе с неблагоприятными обстоятельствами гренландцы выбрали не измениться, не пересмотреть устоявшиеся правила, а сплотиться вокруг них: ведь, в конце концов, 450 лет их общество выживало благодаря им.

Ошибкой гренландцев было то, что они исходили из правила «то, что работало раньше, будет работать и впредь, даже если внешний мир изменился». Этого правила придерживались люди острова Пасхи (еще одна очень примечательная история…), майя классического периода, индейцы анасази и еще множество племен и народов, чьи культуры ушли в небытие или подверглись такому упадку, что подняться уже не смогли. Так вот: если мир изменился, старые правила не работают.

Выживают те, кто способны учиться у соседей, или вырабатывать принципиально новые правила. Это осознали японцы эпохи Мейдзи; это поняли папуасы Новой Гвинеи в незапамятные времена; жители островка Тикопия. Это так же верно и на индивидуальном уровне: или ты, столкнувшись с новыми жизненными обстоятельствами, находишь новые способы взаимодействия с миром, или же цепляешься за старые. И, чаще всего, терпишь поражение.

И сама собой просится мысль: мир за последнее столетие изменился так, как не было на протяжении всей истории человечества. Ну что, будем извлекать уроки из истории?


Материалы взяты у [livejournal.com profile] tumbalele

Profile

medouz

January 2016

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829 30
31      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 22nd, 2017 10:24 pm
Powered by Dreamwidth Studios