May. 2nd, 2013

Существует .. хм .. мнение некоторых о том, что двуглавый орёл Московии-Российской империи есть наследие Золотой Орды и являлся золотоордынским государственным гербом.

Поскольку герб, как правило, ассоциируется с государственной печатью, то данное мнение является глубоко ошибочным ввиду того, что:
1. К настоящему времени не сохранилось в подлиннике ни одного официального документа (ярлыка) с печатью Узбека, Джанибека или Азиз-шейха.
2. Сохранилось очень мало ярлыков с печатью улуса Джучи (семь ярлыков разных ханов русским митрополитам и несколько ярлыков литовским и западно-русским князьям). Ни на одном из сохранившихся ярлыков не изображён двуглавый орёл.

Поэтому большинство профессиональных историков не считает двуглавого орла гербом Золотой Орды.

Тогда как ещё до брака Ивана III с Софией Палеолог двуглавый орёл как символ был распространён преимущественно в Европе:
1. Герб Перемышльского княжества с 1031 по 1124:


Герб Перемышльской земли, миниатюра из "Statuta Laskiego" короля Польши Александра Ягеллончика, 1506 год:
02


2. Герб Черниговского княжества с 1024 по 1401 годы:

Кстати, становится понятной позиция геральдистов Речи Посполитой, которые в XVII в. утверждали, что двуглавый черный орел – древняя эмблема Черниговской земли, на основании чего польский сейм в 1633 г. утвердил герб Черниговского воеводства. Им стал черный двуглавый орел с распущенными крыльями под королевской короной и вензелем королевича Владислава на груди.

Герб герцогства Красной Руси (Черниговского княжества) из гербовника Виргиля Золиса, 1555 год:
03


3. Герб династии Неманичей, правившей Сербией с 1170 по 1371 годы.

Также двуглавый орёл наличествует на гербах Лазаревичей, Обреновичей, Карагеорговичей, Черноевичей и т.д.

4. С 13 века появляется на монетах Людвига Баварского (1330) и гербах бургграфов Вюрцбургских и графов Савойских.

5. Герб Священной Римской империи с 1400 года:

Вследствие чего двуглавый орёл появился на гербах многих городов как Германии (например, Любека, что на юге Шлезвиг-Голштинской земли), так и Нидерландов, Чехии, Хорватии и даже Испании (через династию Габсбургов). Не говоря уж и про Австро-Венгерскую "наследницу".


6. Герб Ruthenia (Галицко-Волынское княжество) из "Хроники Констанцского собора" Ульриха фон Рихенталя, 1416 год:
01


7. И только потом уж Московского княжества->Российской империи с 1472 года. Первое достоверное свидетельство использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать, скрепившая в 1497 году его грамоту на земельные владения удельных князей. Тогда же изображения позолоченного двуглавого орла на красном поле появились на стенах Грановитой палаты в Кремле.


Печать Ивана III, 1497 год



Печать Ивана IV, 1539


Вернёмся к евразийской гипотезе.
Что весьма характерно, существует логическая ошибка в рассуждениях любителей теории "Московия = улус Орды" (по фразочке "Это ж золотоордынская византийщина !!!"):
1. Династия Палеологов - последняя династия, правившая Византией ДО взятия взятия Константинополя турками в 1453. После взятия они переселились в Италию (не сразу).
2. У Турции такого герба не существовало и нет до сих пор.
То есть, герб в Алтын-Орду через Турцию попасть никак не мог.

Единственное предположение, которое тянет более-менее на предположение - герб попал в Золотую Орду через брак Ногая (беклярибек самого западного улуса) с внебрачной дочерью Михаила Палеолога Ефросинией в 1273 году. Но:
1. Он был сыном Татара (Тутара), внуком Бувала (Тевала), седьмого сына Джучи. Однако только пять сыновей Джучи были законными, а потомки остальных не могли претендовать на ханскую власть, что относится и к Ногаю (имперский востоковед Веселовский Н. И.)
2. Он был не ханом, а всего лишь беклярбеком, то есть, управляющим областью.
3. Около 1291 года, когда сила Ногая пользовалась уже всеобщим признанием, он возвёл на золотоордынский престол Тохту, сына Менгу-Тимура (А почему не себя ? Потому что он не хан).

Вопрос: каким образом предполагаемый золотоордынский(?) герб с двуглавым орлом, принадлежащий в лучшем случае какому-то управляющему (не хану !) самой западной области, стал гербом аж цельной Алтын-Орды ?
Этого просто не могло быть в принципе.
Поскольку противоречит всему: логике, династийным законам и самой Ясе включительно.

Золотоордынского герба с двуглавым орлом никогда не существовало.

Profile

medouz

January 2016

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829 30
31      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 23rd, 2017 02:51 pm
Powered by Dreamwidth Studios